Формирование
духовно – нравственных ценностей в современном обществе
Современное российское общество, для которого характерно
падение нравов, разрыв
национальных и социальных связей между людьми, хочется верить, вступило в
полосу относительной стабильности. Ожесточение и озлобленность, насмешки и
глумление над личностью должны остаться позади. После социальных потрясений,
как после войн и революций, люди должны решать, что восстанавливать, а что
забыть. Правильный выбор помогают сделать привитые ранее и необходимые как
воздух духовно- нравственные ценности. Такие базовые ценности, как
совесть, гуманность, порядочность, патриотизм, чувство долга, благородство,
ответственность существуют вне времени и пространства.
Высокая степень и доступность информатизации делает наших
детей грамотнее, образованнее, информированнее, но одновременно и уязвимее.
Массированная атака телевидения, как будто специально призванного уничтожать в
наших детях добро, совесть, порядочность губит детские души. Родители, занятые
на производстве, в бизнесе и других сферах деятельности, зачастую не
знают, чем интересуются и как развиваются их дети. Тем важнее и значимее
роль учителя, который должен помочь ребятам отличить истинные ценности от
ложных. Воспитательная направленность урока должна быть на первом месте: через
содержание учебного материала прививать те нравственные ценности, необходимость
в которых не подвергается сомнению. Педагогу следует самому уметь видеть их в
учебном материале, акцентировать на них внимание ребят таким образом,
чтобы детям хотелось быть добрыми и совестливыми, патриотичными и
ответственными, гордиться тем, что живут в великой стране, которая носит
имя Россия.
Я уверена, что содержание любого предмета позволяет
воспитывать ребят, но есть уроки, которые формируют мировоззрение и душу
ребенка. К таким предметам относятся литература, история и
обществознание.
В нашей школе ребята начинают знакомиться с историей уже в
начальных классах. Учебный план предусматривает наличие 1 часа в неделю урока
«Введение в историю». Содержание этих уроков позволяет работать с такими
понятиями, как Русь, русский, Отечество, герои и защитники Отечества, храмы,
святые и др. Темы: «С Дмитрием Донским на поле Куликовом», «Великая северная
экспедиция Беринга», «Бородино – поле русской славы», «Гусар Денис Давыдов» и
др. позволяют сформировать у ребят понимание того, что они являются потомками
тех великих людей, жизнью и поступками которых мы и сейчас гордимся.
Младшие школьники восприимчивы к ярким, запоминающимся
эпизодам, поэтому учителю начальных классов необходимо быть особенно
требовательным к отбору учебного материала для урока и не упускать возможности
воспитательного воздействия этого материала. Ребята младшего школьного возраста
очень любознательны, следовательно , легко привлечь их внимание к этимологии
слов, которые они узнают на уроках истории. Возможно, тогда эти слова обогатят
не только словарный запас, но и душу ребенка. Пропедевтический курс истории
помогает учителю начальных классов формировать такие духовные ценности как
любовь к Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, уважение к предкам и др.
С 5-го по 9 класс в нашей школе ребята изучают историю
России по программе и учебникам А.А.Данилова, содержание которых
позволяет продолжить воспитание духовно-нравственных ценностей, начатое
на первой ступени обучения.
В 5-м классе изучается история Древнего мира, содержание
учебного материала приобщает детей к ценностям мировой культуры, которые
позволят им не ошибиться, когда придет время отличать ложные ценности от
истинных.
Богато воспитательными ситуациями содержание истории России 6 –го класса.
Уроки, на которых рассматривается монголо-татарское завоевание Руси, позволяют
видеть, как ребята переживают те трагичные для Отчизны времена и как
горят их глаза, когда изучаются темы, в которых русские герои освобождают от
завоевателей Родину. Когда как не в это время формировать чувство патриотизма?!
Следует заметить, что ребята подросткового возраста хорошо
воспринимают понятия гражданин, гражданская позиция. Поэтому необходимо
формировать у них понимание того, что они должны быть активными деятелями, а не
пассивными созерцателями жизни. Этому способствует изучение в 7-м классе тем,
посвященных развитию общественной мысли в России.
История России 8 класса рассматривает события 19 века.
Русскому народу за одно столетие пришлось пережить множество войн:
Отечественную войну 1812г, Крымскую войну 1853-1856г., русско-турецкую войну
1877-1878г. Это опять материал для воспитания патриотизма и гордости за свой
народ. Необходимо только найти те слова, эмоции, которые смогут проникнуть в
душу современного подростка.
Программа и учебник Данилова А.А. предусматривают в конце
каждой темы уроки, посвященные развитию Российской культуры. Иногда из-за
нехватки времени учителя сокращают этот материал, что совершенно недопустимо,
т.к. это наносит невосполнимый урон формированию мировоззрения ребенка.
Богатство нашей страны это не нефть и газ, а человек и главная
задача педагога- формирование человека. И только духовно- нравственное
воспитание способно противостоять миру бездуховности и насилия, разврата и
вседозволенности.
Известный философ, оратор Цицерон говорил: «Риторика – это
наука об искусстве убеждать». Этот же автор произносил: «Учить риторике можно
только избранных, эта наука не для толпы». Поэтому, к сожалению, было бы
нечестно говорить, что все учащиеся, изучающие риторику, умеют красиво и
складно говорить, грамотно, и аргументировано доказывать свою точку
зрения, выразительно и эмоционально выступать.
|