Основные положения программы духовно-нравственного развития и воспитания "Социокультурные истоки" в контексте ФГОС. Социокультурные истоки
Одной из самых сложных граней образования является процесс ВОСПИТАНИЯ. Это процесс, требующий ежедневного кропотливого труда, терпения, личного примера и скоординированных действий СЕМЬИ, ШКОЛЫ, ОБЩЕСТВА и ГОСУДАРСТВА. Это процесс, идущий в нескольких направлениях каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно нравственного развития личности ребенка - гражданина России.
Целью духовно-нравственного воспитания обучающихся является социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Так что же понимается под воспитанием? В каких направлениях оно движется?
Гражданско-патриотическое воспитание направлено прежде всего на формирование таких ценностей как: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству. У ребенка формируются такие понятия как правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Правовое воспитание и культура безопасности учит с уважением относиться к своим и чужим правам, соблюдать условия и правила безопасности в природной и техногенной среде, информационном и медийном пространстве, закладывает навыки миролюбия, гражданского согласия, социального партнерства, межкультурного сотрудничества.
Нравственное и духовное воспитание дает ребенку смыслы и жизненные ориентиры, погружает в духовный мир человека, знакомит с проблемой нравственного выбора, понятиями справедливости, милосердия, чести и достоинства. Учит уважать человеческое достоинство, формирует чувство равноправия, ответственности, долга, морали, честности, свободы совести и вероисповедания. Знакомит с феноменом веры, традиционными религиями и духовной культурой народов России, российской светской (гражданской) этикой.
Воспитание направлено также на формирование положительного отношения к труду и творчеству человека. Интеллектуальное воспитаниепобуждает ребенка к интеллектуальному развитию и науке, здоровьесберегающее – формирует такие ценности как здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт. Культуротворческое и эстетическое воспитание учит ценить красоту, гармонию, побуждает к эстетическому развитию, диалогу культур и цивилизаций.
Понимание ценности русского языка, языков народов России, понятия о культуре общения, об ответственном отношении к слову, как к поступку, о продуктивном и безопасном общении закладывается через воспитание коммуникативной культуры.
И, конечно, едва ли не основным направлением воспитания является формирование семейных ценностей, отношению к семье как основе российского общества. Большую роль играет, уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим. Значительное внимание уделяется знакомству обучающихся с культурно историческими и этническими традициями российской семьи, формированию представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним.
В нашей школе действует система духовно-нравственного воспитания учащихся, предусматривающая комплекс различных мероприятий, во всех направлениях воспитания. Одним из элементов данной программы является программа «Социокультурные истоки», реализующаяся в нашей школе в рамках внеурочной деятельности, основная задача «Истоков» - объединение усилий Семьи, Школы, Общества, Государства в воспитании наших детей, граждан России в соответствии с традиционными для российского общества духовно-нравственными ценностями. |