Профилактика экстремизма в молодёжной среде.
Одним из важнейших направлений
профилактической работы является профилактика экстремизма в молодёжной
среде. Это обусловлено также и тем, что, по данным МВД России, в среднем до
80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют
лица в возрасте до 30 лет.
По данным правоохранительных
органов на сегодняшний день в области существенно возрос количественный состав
движения «скинхедов». В националистические группировки вовлекаются подростки
всё более раннего возраста. Отмечается также ужесточение методов деятельности
«скинхедов». В 2009-2009 годах на территории г. Саратова «скинхедами» совершено
25 преступлений в отношении лиц, выходцев из Ближнего Зарубежья, в том числе 8
убийств, 2 причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, 10
причинений тяжкого вреда здоровью без смертельного исхода, 3 разбоя,1 грабеж,1
нанесение побоев.
Как правило, объектом
правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь после совершения преступлений,
относимых к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда
здоровью и т.д.). Именно поэтому главной задачей работы в молодёжной среде
является профилактика экстремизма, т.е. принятие
мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на
выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих
осуществлению экстремистской деятельности.
2. Основные нормативные правовые
акты, понятия необходимые для осуществления работы по профилактике экстремизма в молодёжной среде
Эффективность осуществления профилактики экстремизма
напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного
явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание
понятия экстремизм. Понятие «экстремизм» определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:
1. Конституция Российской
Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но
всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы
конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и
принципы государственного устройства и местного самоуправления;
2. Федеральный закон от
25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
3. Федеральный закон от 05 июля
2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии
экстремистской деятельности»;
4. Федеральный закон от 6 октября
2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от
24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления
в области противодействия экстремизму»;
6. Указ Президента
Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению
согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями
фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;
7. Постановление
Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от
08.12.2008) «Об
утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических
лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской
деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами или иным имуществом»;
Считать те или иные действия
экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:
1)
Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в
незаконных формах. Экстремистскими
будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить
существующие в настоящее время
общественные и государственные
институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить
насильственный характер, содержать
прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию
деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме
совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.
2) Действия носят публичный
характер, затрагивают
общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут
содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они
являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме
той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или
символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность
по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать
признаки экстремизма.
Экстремизм
могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или
имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность,
профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так
далее.
При этом, необходимо отличать
экстремизм от деятельности оппозиционных политических партий, представителей
религий и конфессий, национальных и этнических сообществ как таковых. Их
неэкстремистская деятельность осуществляется в любых предусмотренных и
непредусмотренных законодательством формах. Формы экстремистской деятельности
точно определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не
подлежит расширительному толкованию.
В целях профилактики экстремизма
в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности
от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует
четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в
себе молодёжь по признаку субкультуры (лат.
sub – «под» + культура).
Существующие неформальные
подростково - молодёжные объединения
можно типологизировать на:
гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»);
спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»);
мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками);
коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры
социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или
изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминальноориентированные.
Экстремистские (радикальные)
организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или
незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки
«скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в
одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные»
лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий
в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии,
пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих
устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и
расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает
в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью,
не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного
образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети,
финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их
постоянной занятостью.
Специалисты отмечают, что наиболее
уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё
не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. После окончания школы
подростки поступают в ВУЗы, колледжи и попадают под влияние различных
политических структур, работающих на территории Саратовской области.
Основная профилактическая задача – выявить и предупредить совершение
преступлений экстремистского характера со
стороны школьников.
. В
большинстве своем школьники отрицательно относятся к таким явлениям как
экстремизм и терроризм. В основе такого отношения – отторжение жестокости, понимание недопустимости вторжения в личную
жизнь человека. Школьники предпочитают «цивилизованные» способы
взаимодействия с властью. Чтобы защитить свои интересы, они будут обращаться в
СМИ (больше половины ответивших), суды и правозащитные организации (каждый
третий). Каждый пятый признает возможность собственного участия в забастовках и
митингах. При этом, несмотря на отрицательное отношение к таким явлениям как
экстремизм и терроризм, изучение ценностных ориентаций показывает, что такое
отношение не является устойчивым. Ценностные ориентации студентов «допускают»
силовые методы влияния. Большая часть опрошенных студентов склонна вину
за неудачи признавать не за собой, а за государством, работодателем, внешними
обстоятельствами и пр. Невозможность реализации своих планов становится
существенной базой для социальной неудовлетворенности и, как следствие, основой
для экстремистских настроений и действий.
Исследование фиксирует, что школьники
в большинстве своем выступают против
национализма. Однако довольно часто им приходится сталкиваться с негативным
отношением к мигрантам: половине многим приходилось быть свидетелем этнической нетерпимости по
отношению к представителям некоренных для Саратовской области национальностей. Только каждый
четвертый из опрошенных школьников станет заступаться за человека, которого
оскорбляют по причине национальной и религиозной принадлежности. Стоит
отметить, что толерантность молодёжи по отношению к религиозным группам гораздо
выше, нежели национальным. Это может объясняться сравнительно низкой, прежде
всего, институциональной, включенностью молодёжи в религиозную жизнь, и,
напротив, частыми повседневными контактами с мигрантами. На взгляд группы исследователей, невысокая толерантность по
отношению к мигрантам является серьезным фактором риска развития экстремистских
настроений.
Подобная пассивность, как
отмечено в исследовании, и безразличие к защите собственных интересов в
сочетании с жизненным кризисом и при наличии лидера, который будет
пропагандировать экстремизм, может выступить решающим фактором для вступления
молодёжи в группировки экстремистского толка.
Таким образом, основная задача
государственных органов, органов местного самоуправления, всех здоровых сил в
обществе – обеспечить именно профилактику экстремизма, чтобы исключить или
минимизировать саму возможность возникновения и развития экстремизма в
молодёжной среде.
3. Меры
профилактики экстремизма в молодёжной среде
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и
профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
1)
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а
равно законных интересов организаций;
2)
законность;
3)
гласность;
4)
приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
5)
приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской
деятельности;
6)
сотрудничество государства с общественными и религиозными
объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской
деятельности;
7)
неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Эти основные принципы являются
определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и
обстоятельства, имеющие признаки экстремизма.
Наиболее распространенными формами реализации
мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:
- организация работы методических объединений по
вопросам формирования толерантности;
- внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для
педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;
- разработка памятки для родителей учащихся с
разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников
правоохранительных органов;
- организация и проведение смотра-конкурса программ и
методических разработок в
образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и
подростков;
- организация недели правовых знаний;
- создание в
образовательных учреждениях советов старшеклассников.
-создание в образовательных учреждениях общественных
формирований правоохранительной направленности из числа учащихся школ 8-11
классов.
4. Реализация
программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию,
формированию здорового образа жизни детей и молодежи.
На основе анализа результатов военно-патриотической
работы можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания
молодежи, профилактику экстремизма и ксенофобии.
Среди них:
- организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы
(ветеранами локальных войн). Под такой работой подразумевается организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил,
участниками Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор
документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках
тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы
военнослужащих 1941 – 1945 гг., передача их в общественные и государственные
музеи, в государственные архивы Свердловской области. Оказание адресной помощи
(по заявкам) инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов (тимуровская
работа).
Активное
участие молодежи и ветеранов в Месячнике защитников Отечества, декадах и
неделях боевой славы, героико-патриотических акциях, способствование публикации
в средствах массовой информации рассказов о ветеранах фронта и тыла, войн и военных конфликтов;
- организация празднования (годовщин) Дня Победы. За
десятки лет сложилась система мероприятий, традиционно проводимых как на уровне
муниципальных образований через систему учреждений органов по делам молодежи,
молодежными и детскими общественными объединениями, так и на областном. К числу
таких мероприятий относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под
девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним,
гордимся, наследуем!», благоустройство
мемориалов, памятников, воинских захоронений, обелисков и памятных знаков,
проведение митингов, торжественно-траурных церемоний поминовения, возложения
венков и цветов к мемориалам и памятникам, тематических встреч ветеранов и
молодежи, организация праздничных концертов для ветеранов;
- организация подготовки молодежи к военной службе: работа
оборонно-спортивных оздоровительных лагерей и военно-патриотических клубов, проведение
военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований по пулевой
стрельбе и так далее. Наиболее эффективной формой работы по данному направлению
является проведение оборонно-спортивных оздоровительных лагерей (далее - ОСОЛ)
основными задачами которых являются:
· пропаганда
здорового образа жизни;
· оздоровление
участников ОСОЛ;
· вовлечение
молодежи в активную познавательную деятельность;
· формирование необходимые установки на предстоящую
службу в армии;
· улучшение
военной и физической подготовки участников ОСОЛ;
В работе по патриотическому воспитанию следует больше
внимания уделять профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую
работу могут проводить краеведческие музеи, кружки художественного творчества. Любовь
к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют
основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом.
5. Проведение
мероприятий по поддержке национальных культур. В большинстве муниципальных образований такие мероприятия
традиционны, осуществляются с серьезной подготовкой. Наиболее ярко значимость
этих мероприятий ощущается в муниципальных образованиях, расположенных в
районах, граничащих с другими республиками, а также там, где традиционно
проживают различные национально-культурные группы.
Поддержка национально-культурных традиций в
муниципальном образовании предотвращает развитие питательной почвы для проявления экстремизма
на национальной основе.
6. Заключение
Отсутствие массовых проявлений
экстремистского характера в молодёжной среде Саратовской области – свидетельствует об успешности
предпринимаемой профилактической работы. Вместе
с тем, текущие социально-экономические, миграционные, общественно-политические
процессы и их возможные последствия для
общественной жизни в МОУ СОШ № 2 г. Ардона ставят перед
органами государственной власти и местного
самоуправления, перед всеми конструктивными общественными силами новые задачи,
которые необходимо решать в рамках деятельности по профилактике экстремизма в
молодёжной среде.
|