Пятница, 16.04.2021, 23:34
МБОУ СОШ №2 г.Ардона Республика Северная Осетия-Алания
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [127]
Год культуры безопасности [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
08.06.2013, 17:58

ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

«Толерантность определяется как ценность и  социальная норма  гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов;   обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями,   этическими и другими социальными группами;  готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».  Так начинается Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», принятая Правительством России в 2001 году.

С начала ее реализации прошло три года, но независимые экспертные оценки позволяют утверждать, что существенных результатов в преодолении ксенофобии,  национализма, антисемитизма, религиозной и этнической дискриминации в России достигнуть не удалось. Более того, прослеживаются тенденция нарастания этих явлений, обусловленная как  объективными, так и  субъективными факторами.

К причинам объективным, безусловно, следует отнести распад советской политической и экономической систем, который оказался для большинства населения более болезненным, чем  предполагалось в начале демократических преобразований.  Значительная часть «коренного населения» не смогла адаптироваться к реалиям рыночной экономики, свободной конкуренции, утратила стабильную работу, зарплату, чувство социальной защищенности. Появились беженцы, вынужденные переселенцы, гастарбайтеры.  Борьба за собственность, престижные рабочие места приобрела острый характер. Естественно, что проигравшие охотнее видят причины поражения не в собственных слабостях и недостатках, а в неблагоприятной ситуации, в  происках врагов –  внутренних и внешних.

Однако, хотя «русский вопрос» - один из важных факторов межнациональной напряженности, неправомерно считать, что клаустрофобия, национализм – исконные черты русского менталитета. К концу ХХ века социологические исследования свидетельствовали, что живущими хуже других народов считали себя 29%  русских. С тем, что «надо  создать государства, в котором русские официально признаются главенствующей нацией» согласились 23%. Характерно, что даже безработные оказались в равной степени приверженцами  «западных» ценностей и этнонационализма.

Следовательно, если клаустрофобия, национализм, национальная и религиозная нетерпимость в российском обществе нарастают, то под воздействием факторов субъективных. Главный из них – позиция правящей элиты, демонстрирующей очевидную неспособность разрешить насущные экономические и социальные проблемы страны. За провалом ельцинских «радикальных экономических реформ» последовали несбыточные обещания в течение тех лет сократить наполовину количество бедных, к 2010 году удвоить ВВП. Политические промахи власть, в советских традициях, пытается оправдать внешней и внутренней опасностью, компенсировать «закручиванием гаек», которое ассоциируется с «сильным государством». В контексте этого курса властей  активно задействован национализм, выдаваемый за патриотизм.

Федеральная миграционная политика недофинансируется – и подменяется борьбой с мигрантами. В отношении их формируется негативное общественное мнение, принимаются драконовские законы, нечеткие формулировки которых допускают дополнительные ограничения  регистрации, усугубляемые подзаконными актами.  Действующая система регистрации по месту проживания и месту жительства, паспортного контроля нарушает права человека, противоречит международным обязательствам, Конституции России, узаконивает полицейский контроль, превращающий значительную часть граждан в людей второго сорта.

Антисемитизм занимает центральное место в риторике антидемократических и антизападных движений, объявляющих либералов «жидами», а США – страной, находящейся у них в кабале.  Народ убеждают в необходимости жертв, сплочения перед  внешней угрозой, милитаризации – во имя безопасности страны, что, в конечном счете, предполагает смириться с беззаконием и произволом чиновников.

На федеральном уровне и, особенно, в провинции прослеживается сращивание власти с националистическими, организациями. Эти блоки  идут на выборы под все более откровенными лозунгами «защиты интересов коренного населения», ограничения и вытеснения «чужаков».

Несмотря на декларации властей об окончательности демократического выбора России, приверженности ценностям гражданского общества, экстремисты чувствуют себя достаточно комфортно. Статистика Генеральной прокуратуры РФ свидетельствует о том, что хотя количество уголовных дел, возбуждаемых органами внутренних дел по статье   282 Уголовного кодекса РФ (возбуждение ненависти или     вражды, а равно унижение человеческого достоинства) растет: в 2001 году – 17, в 2003 – 32, в 2004 – 72, до судебного разбирательства доводятся лишь немногие  (в 2004 г. –  11). Суды, рассматривая дела такого рода, предпочитают ограничиваться  условными наказаниями, амнистировать экстремистов, подвигая их на новые правонарушения и преступления, подрывая веру населения в закон и правопорядок. На телеэкране бравые герои-спецназовцы с утра до вечера истребляют врагов России – «лиц кавказской национальности». Русская православная церковь под лозунгом борьбы с «тоталитарными сектами» пытается ограничить деятельность других религиозных конфессий, лишить легитимности неправославные христианские общины.

В такой обстановке не удивительно, что численность групп молодых экстремистов, так называемых «скинхедов», которые в конце 90-х годов прошлого века, насчитывали разве что десятки членов, перевалила за 50, а по некоторым оценкам за 80 тысяч человек, а устраиваемые ими «акции» приобрели характер массовых погромов.

Проведенные в 2004 году социологические исследования показали, что требование запрещения деятельности еврейских общественных организаций разделяет 52% респондентов, лозунг «Россия для русских» - 72%. Работать в одном коллективе с чеченцами согласились 3% этнических русских, соседствовать с ними не захотел никто. А ведь речь идет о полноправных гражданах России, которая подчеркивает, что Чечня – ее составная часть.

Нельзя сказать, что в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» ничего не сделано. Состоялись интересные семинары и конференции, издана литература, в Интернете открыты тематические сайты. Но работа велась по традиционной для России схеме «ветер в тайге»: наверху шум, внизу тишина. Мониторинг, проведенный среди сельских учителей и библиотекарей Тамбовской области в рамках проекта  «Тренинг для учителей сельских школ, библиотекарей районных библиотек Тамбовской области по проблемам  межэтнической и межрелигиозной толерантности», поддержанного Комиссией по демократии Посольства США в Москве (Программа грантов «Инициативы по развитию толерантности»), дал печальные результаты. Значительная часть респондентов имеет поверхностное представление о толерантности, посвященных ей международных и российских документах, методике формирования ее установок. Люди, которые должны формировать общественное мнение в российской «глубинке», не задумывались о последствиях конфронтации России с мировым демократическим сообществом, о том, что национальные и религиозные конфликты могут расколоть российское общество, привести к гражданской войне. Значит, нужна систематическая, кропотливая работа, которая позволит дойти до каждого человека, прежде всего, школьника, сформировать цивилизованное общественное мнение. На организацию такой работы и ориентирована данная брошюра, составленная с учетом мнения  участников тренинга.

Категория: Мои файлы | Добавил: Мерабовна
Просмотров: 243 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2021
Конструктор сайтов - uCoz