Пятница, 16.04.2021, 23:46
МБОУ СОШ №2 г.Ардона Республика Северная Осетия-Алания
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [127]
Год культуры безопасности [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Духовно-нравственные ценности
08.06.2013, 18:20

Формирование духовно – нравственных ценностей в современном обществе

Современное российское общество, для которого характерно падение нравов, разрыв национальных и  социальных связей между людьми, хочется верить, вступило в полосу относительной стабильности. Ожесточение и озлобленность, насмешки и глумление над личностью должны остаться позади. После социальных потрясений, как после войн и революций, люди должны решать, что восстанавливать, а что забыть. Правильный выбор помогают сделать привитые ранее и необходимые как воздух духовно- нравственные ценности.  Такие базовые ценности, как совесть, гуманность, порядочность, патриотизм, чувство долга, благородство, ответственность существуют вне времени и пространства.

Высокая степень и доступность информатизации делает наших детей грамотнее, образованнее, информированнее, но одновременно и уязвимее. Массированная атака телевидения, как будто специально призванного уничтожать в наших детях добро, совесть, порядочность губит детские души. Родители, занятые на производстве, в бизнесе и других сферах деятельности,  зачастую не знают, чем интересуются и как развиваются их дети.  Тем важнее и значимее роль учителя, который должен помочь ребятам отличить истинные  ценности от ложных. Воспитательная направленность урока должна быть на первом месте: через содержание учебного материала прививать те нравственные ценности, необходимость в которых не подвергается сомнению. Педагогу следует самому уметь видеть их в учебном материале, акцентировать на них  внимание ребят таким образом, чтобы детям хотелось быть  добрыми и совестливыми,  патриотичными и ответственными,  гордиться тем, что живут в великой стране, которая носит имя  Россия.

Я уверена, что содержание любого предмета позволяет воспитывать ребят, но есть уроки, которые формируют мировоззрение  и душу ребенка. К таким предметам относятся литература,  история и обществознание.

В нашей школе ребята начинают знакомиться с историей уже в начальных классах. Учебный план предусматривает наличие 1 часа в неделю урока «Введение в историю». Содержание  этих уроков позволяет работать с такими понятиями, как Русь, русский, Отечество, герои и защитники Отечества, храмы, святые и др. Темы: «С Дмитрием Донским на поле Куликовом», «Великая северная экспедиция Беринга», «Бородино – поле русской славы», «Гусар Денис Давыдов» и др. позволяют сформировать у ребят понимание того, что они являются потомками тех великих людей, жизнью и поступками которых мы и сейчас гордимся.

Младшие школьники восприимчивы к ярким, запоминающимся эпизодам, поэтому учителю начальных классов необходимо быть особенно требовательным к отбору учебного материала для урока и не упускать возможности воспитательного воздействия этого материала. Ребята младшего школьного возраста очень любознательны, следовательно , легко привлечь их внимание к этимологии слов, которые они узнают на уроках истории. Возможно, тогда эти слова обогатят не только словарный запас, но и душу ребенка. Пропедевтический курс истории помогает учителю начальных классов формировать такие духовные ценности как любовь к Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, уважение к предкам и др.

С 5-го по 9 класс в нашей школе ребята изучают историю России по программе и учебникам  А.А.Данилова, содержание которых позволяет продолжить воспитание духовно-нравственных ценностей, начатое  на первой ступени обучения.

В 5-м классе изучается история Древнего мира, содержание учебного материала приобщает детей к ценностям мировой культуры, которые позволят им не ошибиться, когда придет время отличать ложные ценности от истинных.
Богато воспитательными ситуациями содержание истории России 6 –го класса. Уроки, на которых рассматривается монголо-татарское завоевание Руси, позволяют видеть,  как ребята переживают те трагичные для Отчизны времена и как горят их глаза, когда изучаются темы, в которых русские герои освобождают от завоевателей Родину. Когда как не в это время формировать чувство патриотизма?!

Следует заметить, что ребята подросткового возраста хорошо воспринимают понятия гражданин, гражданская позиция. Поэтому  необходимо формировать у них понимание того, что они должны быть активными деятелями, а не пассивными созерцателями жизни. Этому способствует изучение в 7-м классе тем, посвященных  развитию общественной мысли в России.

История России 8 класса рассматривает события 19 века. Русскому народу за одно столетие пришлось пережить множество войн: Отечественную войну 1812г, Крымскую войну 1853-1856г., русско-турецкую войну 1877-1878г. Это опять материал для воспитания патриотизма и гордости за свой народ. Необходимо только найти те слова, эмоции, которые смогут проникнуть в душу современного подростка.

Программа и учебник Данилова А.А. предусматривают в конце каждой темы уроки, посвященные развитию Российской  культуры. Иногда из-за нехватки времени учителя сокращают этот материал, что совершенно недопустимо, т.к. это наносит невосполнимый урон формированию мировоззрения ребенка.

Богатство нашей страны это не нефть и газ, а человек и главная задача педагога- формирование человека. И только духовно- нравственное воспитание способно противостоять миру бездуховности и насилия, разврата и вседозволенности.

Известный философ, оратор Цицерон говорил: «Риторика – это наука об искусстве убеждать». Этот же автор произносил: «Учить риторике можно только избранных, эта наука не для толпы». Поэтому, к сожалению,  было бы нечестно говорить, что все учащиеся, изучающие риторику, умеют красиво и складно говорить, грамотно, и аргументировано доказывать свою  точку зрения, выразительно и эмоционально выступать.

Категория: Мои файлы | Добавил: Мерабовна
Просмотров: 1046 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2021
Конструктор сайтов - uCoz